Восстановлена первая компьютерная музыка, созданная Аланом Тьюрингом

Исследователи из Новой Зеландии заявляют, что они восстановили запись, полученную путем компьютерного генерирования в 1951 году на гигантском устройстве, созданном британским специалистом по теории вычислительных машин Аланом Тьюрингом (Alan Turing).
Данный звуковой артефакт, проложивший дорогу всевозможным синтезаторам и современной электронике, начинается достаточно консервативно — с мелодии Британского гимна.
Как утверждают исследователи из Университета Кентербери в Крайстчерче (Christchurch), Тьюринг, более известный в качестве создателя аппарата обработки данных, прообраза ЭВМ, взломавший с его помощью код нацистской «Энигмы» во время Второй Мировой войны, предстает перед нами как музыкальный новатор.
«Фундаментальные работы Алана Тьюринга конца 1940-х по превращению компьютера в музыкальный инструмент попросту проморгали», — говорят они.
Запись была сделана 65 лет назад в Великобритании специалистами выездной студии Би-Би-Си в Манчестерской лаборатории вычислительных машин.
Машина, занимавшая почти весь первый этаж лаборатории, могла генерировать три мелодии — «Боже, храни Королеву», «Бе Бе Черная овечка» и классику свинга In the Mood Глена Миллера.
Однако когда профессор Университета Кентербери Джек Коупленд (Jack Copeland) и композитор Джейсон Лонг (Jason Long) стали исследовать 12-дюймовый (30.5 cм) ацетатный диск с записью музыки, они услышали, что запись испорчена.
«Частоты на записи были отстроены некорректно. Можно сказать, в лучшем случае, эта запись дает примерное представление о том, как собственно звучал компьютер», — говорят они. Для того, чтобы восстановить запись, им пришлось поработать детективами электроники — подкорректировать скорость записи, компенсировать ее подрагивание, а также отфильтровать паразитные шумы.
«Это был прекрасный момент — наконец-то мы услышали, как звучал компьютер Тьюринга», — написали Коупленд и Лонг в блоге на сайте Британской библиотеки.
Запись содержит фрагменты мелодий, исполненных как будто на резковатых басовых трубках электронной волынки.
Также на записи слышны искажения, а когда музыка прерывается во время исполнения номера Глена Миллера, комментатор замечает: «Очевидно, машина не в настроении».
Программируя на компьютере свои первые ноты, Тьюринг не особенно заботился, как они складываются в мелодии.
Этим занялся школьный учитель Кристофер Стрейчи (Christopher Strachey), впоследствии известный своими собственными работами в области теории вычислительных машин. Стрейчи вспоминает, что когда Тьюринг послушал, как его машина играет музыку, его реакция была скупой: «Замечательно».
Тьюринг был специалистом по информатике, философом и криптологом, чья роль во взломе кода нацистской «Энигмы» была ключевой. Его преследовали в уголовном порядке по обвинению в гомосексуализме и приговорили к химической кастрации, что и отображено в оскароносном фильме «Игра в имитацию». Он покончил с собой в 1954 году в возрасте 41 года.
В 2013 году он был официально помилован Королевой Елизаветой II.